www.7days.ru

Обидели Джима Кэрри
Предсказуемые итоги пятидесятого Берлинского кинофестиваля

ЮРИЙ ГЛАДИЛЬЩИКОВ

ЮБИЛЕЙНЫЙ Берлинский кинофестиваль завершился предсказуемо, решения жюри не вызвали у журналистов ни рьяного возмущения, ни бурного восторга. Странности есть, но о них вспомнили уже после объявления вердикта жюри. Странно, что ничего не получил "Талантливый мистер Рипли" Энтони Мингеллы, который получше его же "Английского пациента", отхватившего аж девять "Оскаров". Что ничего не досталось нашему "Русскому бунту": казалось, что жюри должно оценить старомодность картины, заставляющую публику ностальгировать по кинематографу 60-70-х годов. О еще одной странности - даже скандале - позже.

Кто победил
Главнейший из призов, "Золотой медведь", присужден фильму американца Пола Томаса Андерсона "Магнолия". Абсолютно заслуженно. Фильм Андерсона похож по структуре на картину классика Роберта Олтмена Short Cuts, что у нас обычно переводят как "Нарезка" или "Короткий монтаж". Для массовой публики он абсолютно непривычен. Трехчасовая картина объединяет несколько историй, которые развиваются параллельно, не пересекаясь между собой. Мы видим кусочек истории одного персонажа, второго, третьего... Все персонажи нервны, несчастливы, в какой-то момент фильма напряжение зашкаливает за 220 вольт. Хорош - и необычен - Том Круз, сыгравший в фильме бесплатно (видно, голливудские звезды все-таки тоскуют по настоящим, небоевым, ролям). Интересна любимица синефилов 90-х Джулианна Мур ("Убийцы", "Большой Лебовски"). В общем, зрелище прелюбопытное, иногда очень ироничное, а Андерсон сделал шаг вперед со времен своего знаменитого фильма "Ночи в стиле буги" (о порнобизнесе 70-х). Ударный момент "Магнолии", это лягушачий град. Минуте на 150-й, когда все сюжеты достигают пика, а герои окончательно впадают в истерику, в городке, где происходят события, с неба начинают сыпаться огромные лягушки. Одного они сшибают с водосточной трубы, когда он лезет воровать, у другого выбивают пистолет в момент попытки суицида etc. Кайф невероятный.

Второй по значению приз - "Гран-при жюри" ("Серебряный медведь") достался "Дороге домой" китайского мэтра Чжан Имоу. "Дорогу" смотреть трудно. Картина стопроцентно старомодная - красивая пейзажная мелодрама про любовь в китайской деревне 50-х годов. Действие развивается то в прошлом, то в настоящем. В кино в таком случае прошлое обычно изображают черно-белым, а настоящее - цветным. У Имоу все наоборот. В западной критике возникла трактовка: так Имоу выражает свое отношение к современности: дескать, в прошлом, при всем тоталитаризме, таились чувства добрые (цветные), каковых черно-белая современность лишилась. Так ли, нет, но чувства добрые, которые фильм пробуждает, заранее подкупили западную прессу, и ему стали пророчить один из основных призов, а что фильм банален, всем наплевать.

Поскольку фестиваль юбилейный, было понятно, что жюри не обойдет вниманием немецкие картины. Три из них были награждены "Серебряными медведями" (чуть менее значимыми по сравнению с "Серебряным медведем" - "Гран-при жюри"). Две из трех свои награды заслужили. "Серебряный медведь за выдающиеся достижения" получил "Рай: семь дней с семью женщинами" Рудольфа Томе. Оставляю сие решение без комментариев, а фильм без описаний: скучно. "Серебряный медведь - приз жюри" отдан "Отелю в миллион долларов" Вима Вендерса. В данном случае, наоборот, хочется сказать, что фильм заслуживал большего. Он удивительно выстроен, а Милла Йовович показала себя настоящей актрисой.

Третий немецкий фильм - "Легенды Риты" знаменитого Фолькера Шлендорфа получил специфический приз "Голубой ангел" за лучшую европейскую картину, а также приз за лучшую женскую роль (его разделили Бибиана Беглау и Надя Ул). Фильм очень занятен, хотя бы информацией, которую предлагает. Он про террористку Риту из Западного Берлина, которая в начале 80-х нашла убежище в ГДР. "Легенды Риты" - это те вымышленные сведения о прошлом, которые ей подарило "штази" (восточногерманский вариант КГБ). Шлендорф показывает террористов жертвами - возможно, главными жертвами коммунистической идеологии. Фильм вызвал скандал и раскол. Некоторые сочли, что нельзя объявлять убийц-террористов жертвами. Не хочется судить картину с точки зрения морали и не хочется осуждать ее с точки зрения эстетической (она и впрямь не шедевр). Повторяю одно: мне было интересно.

Почти гениально
Два последних главных приза. "Серебряный медведь за режиссуру" присужден Милошу Форману за "Человека на Луне" (США), "Серебряный медведь за лучшую мужскую роль" - Дензелу Вашингтону за роль в фильме известного режиссера Нормана Джуисона "Ураган" (опять же США). Тут-то и главный скандал, о котором упоминалось в начале. Оба фильма не шедевры (хотя работа Формана лучше). Оба относились к "оскаровским" фаворитам, но в число номинантов попал только "Ураган". Оба по жанру "биопики" - жизнеописания неких людей: "Человек на Луне" - наглого комика-провокатора 70-80-х Энди Кауфмана, "Ураган" - несправедливо пожизненно осужденного в 60-е годы негритянского боксера Рубина Картера по прозвищу Ураган. Оба фильма утверждают американские ценности (хотя фильм Формана одновременно является и антиамериканским). В обоих заняты известные голливудские артисты. Разница в том, что Вашингтон играет Урагана стандартно. А Кэрри играет Кауфмана ... нельзя употреблять в критических текстах слово "гениально", поэтому скажу "почти гениально". Поскольку Кауфман по ходу жизни никогда не был самим собой, то Кэрри играет в фильме десятки разных ролей. Он наконец-то доказал всем то, что было очевидно изначально: он не шут, а суперактер. Но второй раз подряд (как и в случае с "Шоу Трумана") он не попал в число "оскаровских номинантов". Зато Вашингтон - за обычную профессиональную работу - туда попал. И обыграл Кэрри в Берлине. А жаль. Пятидесятый Берлинский только выиграл бы, если присудил бы приз за лучшую роль Кэрри и зазвал его на церемонию награждения.

Сайт управляется системой uCoz